Можно ли сказать, что сайт сегодня нужен всем, за исключением мелкого продуктового бизнеса? Едва ли.

Представим «базар», а на прилавках лежат сайты. Потребитель «бегает» от одного лотка к другому и выбирает «где получше, да подешевле». Так, в основном, и строится мышление среднего потребителя. При этом у каждого изделия есть определенные особенности и характеристики, выступающие в качестве критериев. Для валенок, например, это тип шерсти, размер, толщина, для сметаны — процент жирности, для телевизора — диагональ и т. д.

Какими же критериями обладают сайты? Попробуем обратиться к производственному циклу. Если говорить просто, сайт нужно «нарисовать, сверстать и запрограммировать» (последнее, конечно, может отсутствовать при определенной специфике ситуации, но, думаю, сейчас это уже никого не устроит =). «Нарисовать сайт» — сказано умышленно грубо, ведь процесс создания макета дизайна, в общем, начинается с генерации идеи и заканчивается проектированием практически всей структуры, функционала, идеологии и стилистики. Однако разработка веб-сайта начинается далеко не с дизайна, а с взаимных консультаций исполнителя и заказчика, детализации целей и задач, проектирования, составления технического задания и т. д.

Человек хочет, «чтобы было красиво», по возможности — «удобно», иногда добавляются какие-нибудь «навороты» или «наворотики». Как правило, человек не знает, что ему нужно, а большинство моментов и вовсе кажутся непринципиальными.

Оценка сайта профессионалом происходит по критериям, нелогичным, непонятным, неизвестным для человека, не вовлеченного в процесс. Рынок создания сайтов, как рынок услуг, достаточно молод и неопытен по отношению к потребителю. Конечно же, заказчик не может знать всего — «Я не знаю, как работает карбюратор у машины, но это не мешает мне ездить на ней». Но если езду на машине легко можно оценить как «потребную» и «непотребную», то в деле создания сайтов это происходит гораздо сложнее. Здесь нет быстрых, заранее известных точных цифр, выражающих конечную отдачу, как у станка, внедренного или не внедренного на производстве. Поэтому «подсунуть гнилой товар» клиенту на порядок проще, во что и выливается качество большинства сайтов рунета.

Попытки детализировать и оценить наше «изделие» по частям, достаточно быстро терпят неудачу. Все «конструкторы», «оценки стоимости» и пр. на сайтах студий сводятся к набору функциональных шаблонов, либо слишком глубоко затрагивают технический процесс. Если попытаться рассмотреть «внешнюю» часть сайта, то получается «Что русскому хорошо, то немцу смерть» ©. Средний пользователь оценивает сайт по общему восприятию. Ключевым здесь является именно «общее восприятие» — зачастую просто «нравится», «не нравится» или «что-то немного не так и не знаю почему». Но существуют же определенные понятия и стандарты юзабилити, спецификации верстки, (что сказывается на отображении в разных браузерах), инновационные технологии и инструменты (ajax, google maps, например) и пр. — так видят сайт профессионалы.

Создание сайта является действительно творческим, нелинейным и креативным процессом, подобно рисованию картин или сочинению музыки. Искусство всегда ценилось высоко. Поэтому шаблонные решения, лишенные этой черты, на порядок дешевле. И именно поэтому так сложно оценить разработку и заказчику и разработчику.


Создание сайтов, Стоимость

{"id":55,"url":"blog/2009/april/website_as_product"}